Пункт 9.1

 

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Комментарии

Полосой движения именуется любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Нормы проектирования устанавливают ширину полос движения и их количество в зависимости от категории дороги:

  • для дорог в населенных пунктах от 2,75 м (для второстепенных проездов) до 4,0 м (для пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения)
  • вне населенных пунктов:
    - 3,75 м для дорог I и II категорий;
    - 3,50 м - для дорог III категории;
    - 3,0 м - для дорог IV категории.

Этих значений в основном придерживаются и при разметке проезжей части дорог на полосы. Однако возможны и отступления от нормированных значений, причинами которых могут быть:

  • обоснованные решения, принятые при разработке проекта организации движения;
  • несоответствия дороги требованиям СНиП (что характерно для старых дорог).

В любом случае при нанесении дорожной разметки ширину полосы движения в населенных пунктах делают:

  • не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока
  • 2,75 м - для потока легковых автомобилей.

Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0-4,5 м, если по ней осуществляется движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.

Если отсутствуют разметка и (или) указанные знаки, то количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется самими водителями с учётом:

  • ширины проезжей части;
  • габаритов транспортных средств;
  • интервалов безопасности между автомобилями.

При определении полос движения на дороге с отсутствующей дорожной разметкой (или перечисленных в п. 9.1 знаков) необходимо для начала определить сторону встречного движения. Для этого нужно условно разделить проезжую часть пополам. При наличии:

  • полос разгона или торможения,
  • заездных карманов, предназначенных для остановок маршрутных транспортных средств,
  • дополнительных полос на подъем

необходимо условно считать их отсутствующими, то есть не принимать их в расчет при определении стороны встречного движения. Иными словами, вы должны представить себе данный участок дороги как "идеальную" дорогу, на которой отсутствуют все перечисленные выше "лишние" компоненты. После этого вы должны провести условную продольную линию по середине такой дороги, и половину ее, расположенную слева от вас, считать искомой "встречкой", выезд на которую карается по всей строгости ПДД.

Примечание: очень важно не допустить ошибку в сторону увеличения своей стороны проезжей части. Она чревата серьезными последствиями, так как может послужить причиной столкновения со встречным транспортным средством при выполнении обгона, поворота налево или разворота. Такое деление проезжей части пополам действительно при любой её ширине, в том числе и на 4-5–метровом проезде. Если даже водитель визуально определил проезжую часть как трехполосную (9-10,5 м), то при отсутствии продольной разметки он должен отводить в свое пользование только половину ширины проезжей части. И теоретически трехполосная дорога фактически является двухполосной - по одной широкой полосе для каждого направления движения.

Смотрите также:

следующий пункт ПДД; предыдущий пункт ПДД; оглавление; другие статьи 9 раздела:

п. 9.1 - определение количества полос движения на проезжей части;
п. 9.2 - расположение ТС на дорогах с 4 и более полосами;
п. 9.3 - правила использования средней полосы на трёхполосных дорогах;
п. 9.4 - правила использования крайней левой полосы;
п. 9.5 - расположение на проезжей части тихоходных ТС;
п. 9.6 - движение по дорогам с трамвайными путями посередине;
п. 9.7 - наезд на прерывистые линии разметки;
п. 9.8 - выезд на дорогу с реверсивным движением;
п. 9.9 - случаи использования для движения тротуаров и обочин;
п. 9.10 - дистанция и интервал;
п. 9.11 - особенности движения тихоходного транспорта;
п. 9.12 - объезд препятствий на дорогах с двухсторонним движением.

Отзывы наших клиентов
Артем Сергеев

Очень доволен обучением здесь – экзамен в ГИБДД сдал без проблем, так как дают хорошую теоретическую базу + навыки вождения с помощью инструктора можно отточить очень даже неплохо. Удобное расписание занятий и расположение площадок для вождения, стоимость обучения вполне адекватная. Пожалуй, лучший вариант для тех, кто хочет не просто получить права, но и уверенно себя чувствовать на дороге.

15.07.2015
Владислав Патрушев

Отучился здесь два с половиной месяца – теоретические занятия посещал на м. Бауманская, а вот для вождения выбрал площадку поближе к работе (очень удобно, кстати). Так, как у меня рабочий график очень плотный, иногда пропускал лекции, но мне дали возможность прослушать их с другими группами. К своему удивлению, экзамен в ГИБДД сдал с первого раза – это, безусловно, заслуга преподавателей, за что им просто огромнейшее спасибо!!!

20.08.2015
Наталья Гринева

Вождению училась практически с нуля, а в моем немолодом возрасте это не так-то просто. Огромное спасибо моему инструктору, который проявлял невероятное терпение и такт и верил в меня даже тогда, когда я сама в себя не верила) Уже второй месяц за рулем и чувствую себя вполне уверенно, хотя очень сомневалась, что вообще смогу получить права. Спасибо!

13.09.2015
Смотреть все