Пункт 11.1

 

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
– полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
– следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;
– по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Комментарии

Перед тем, как начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:

  • полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам. Таким образом, одним из основных условий для начала обгона является возможность выезда на соседнюю полосу движения без создания помех всем, кто движется по этой полосе во встречном или в попутном направлениях. Маневр перестроения должен выполняться в соответствии с требованиями Правил:
    – водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения;
    – подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения;
    – подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
  • следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево. Иными словами, на водителя, собирающегося начать обгон, возлагается обязанность убедиться в том:
    – что его никто не обгоняет;
    – что движущееся впереди транспортное средство не собирается совершить обгон, разворот, поворот (перестроение) налево.
    Признаком того, что движущееся впереди транспортное средство намеревается повернуть налево или развернуться, могут служить:
    – включение сигналов поворота;
    – снижение скорости движения и включение стоп-сигналов.
    Лишь убедившись в безопасности маневра, можно включать указатели поворота, но помнить, что это не дает никаких преимуществ в движении (см. комментарии к пункту 8.2 Правил). В сомнительной ситуации всегда лучше выждать и не начинать обгон.
  • по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. Данное требование подразумевает, что обгоняющее транспортное средство не будет помехой для обгоняемого, т.е. не вынудит его изменить направление движения или скорость. Иными словами, нельзя при завершении обгона резко поворачивать вправо для возвращения на ранее занимаемую полосу движения - нельзя "подрезать". Опытный водитель, только опередив обгоняемого примерно на 20-30 м, начинает перестраиваться на правую полосу, предварительно включив правые указатели поворота.

Кроме того, обгонять можно только на разрешенной на данном участке дороги скорости.

Прежде чем начать обгон, водителю также следует обратить внимание:

  • на дорожную разметку. Для обгона нельзя пересекать сплошную линию дорожной разметки 1.1 и двойную сплошную линию 1.3. Также запрещено приступать к обгону со стороны сплошной линии разметки 1.11.
  • на знаки, запрещающие обгон. Если на дороге установлен знак 3.20 "Обгон запрещен", то вам запрещено обгонять любые транспортные средства. Приступить к обгону можно после проезда ближайшего перекрестка, расположенного после знака, да и то не всякого. Знак 3.20 не прекратит своего действия в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. При отсутствии перекрестка обгон разрешен с места окончания населенного пункта (после знаков 5.24.1, 5.24.2 или 5.26). Прочие места, где обгон запрещен, указаны в п. 11.5 Правил.
  • на скорость обгоняемого автомобиля. Оценивая дорожную обстановку, обратите внимание на скорость обгоняемого автомобиля и его длину. При малой разнице в скоростях или обгоне длинномерного транспортного средства вы рискуете совершить слишком растянутый обгон, который потребует значительного свободного пространства.
  • на опасность манёвра, связанного с выездом на полосу встречного движения. Если водитель неверно рассчитал путь обгона, это может привести к столкновению с транспортом, движущимся по встречной полосе или даже с обгоняемым автомобилем при возвращении на ранее занимаемую полосу. Поэтому после того, как вы убедились, что встречная полоса свободна, посмотрите, как ведет себя водитель транспортного средства, которое вы хотите обогнать. Не приступайте к обгону, если водитель движущейся впереди машины совершает обгон или же включил световой указатель правого поворота, а сам уходит влево, чтобы въехать в узкий проезд. Также не следует обгонять слева транспортное средство, водитель которого включил указатель левого поворота и начал объезд препятствия или разворот. Кроме того, оцените, есть ли впереди свободное пространство, куда вы сможете вернуться после завершения обгона. И еще: посмотрите, что происходит с боков и сзади вашего автомобиля. Убедитесь, что вас не обгоняют и, что нет автомобилей в "слепых" зонах зеркал заднего вида.

Примечание: объезд неподвижного транспорта как обгон не квалифицируется. Движение с разными скоростями по параллельным полосам также обгоном не считается, представляя собой простое опережение, не охваченное специфическими запретами.

Советы

  • обгон следует выполнять быстро, чтобы время и расстояние для его выполнения были минимальными. Поэтому старайтесь, чтобы скорость вашего автомобиля была на 15-20 км/ч больше скорости обгоняемого транспорта. Для движения со значительным ускорением можно включить третью передачу;
  • будьте очень внимательны при оценке скорости встречного автомобиля. Чем меньше его габариты, тем меньше, нежели на самом деле, кажется его скорость. Кроме того, обычно недооценивается скорость автомобилей темных цветов;
  • будьте внимательны при оценке дистанций. Небольшие расстояния водители склонны переоценивать, а большие - недооценивать. Изгибы дороги, подъемы и спуски значительно снижают точность оценки;
  • не следует двигаться вплотную за транспортным средством, которое вы хотите обгонять;
  • обгон проводите только тогда, когда он действительно необходим, не запрещен ПДД и безопасен;
  • завершая обгон, для возвращения на ранее занимаемую полосу движения не поворачивайте резко вправо - такие действия водители называют "подрезанием";
  • начинать перестраиваться на правую полосу следует, предварительно включив правые указатели поворота и опередив обгоняемого примерно на 20-30 м;
  • для оценки обстановки впереди следует, не приближаясь к движущемуся перед вами транспорту, несколько сдвинуться влево.

Штрафы

Нарушение правил встречного разъезда влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей (КоАП, ст. 12.15, ч.1).

Смотрите также:

следующий пункт ПДД; предыдущий пункт ПДД; оглавление; другие статьи 11 раздела:

п. 11.1 - действия водителя до начала обгона;
п. 11.2 - техника выполнения обгона;
п. 11.3 - действия водителя, которого обгоняют;
п. 11.4 - действия водителя по завершении обгона;
п. 11.5 - участки дорог, на которых обгон запрещён;
п. 11.6 - действия водителя ТС, затрудняющего обгон;
п. 11.7 - встречный разъезд ТС на опасных участках дорог.

Хотите записаться к нам на обучение, но у вас остались вопросы?
Звоните по номеру: +7 (499) 261-8342
Пишите на почту: info@argo-avto.ru

Приходите к нам в офис:

м. Бауманска, ул. Фридриха Энгельса, д.23, стр.4, оф.2 (вход со двора)

м. Коломенская, ул. Нагатинская, д.29, корп.4, этаж 2, оф.13

Курс обучения на категорию "В" за 27.000 рублей. Без доплат!

Подарки!

Комплект учебной литературы (ПДД, задачник, билеты, комментарии, методика проведения экзамена).

Отзывы наших учеников

Отличная автошкола – удобный график с возможностью без дополнительной платы прослушать пропущенные лекции, отличный преподавательский состав, хорошая подготовка к экзамену в ГИБДД...

Смотреть все отзывы