Пункт 13.1

 

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Комментарии

В различных странах правила движения по дорогам отличаются друг от друга. Но есть одно общее правило, которое присутствует в дорожном законе любой страны, а именно: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим её по велосипедной дорожке.

В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны при переходе проезжей части руководствоваться сигналами светофора или регулировщика. Разрешающим сигналом для пешеходов в случае, когда пешеходных светофоров нет, является зеленый сигнал транспортного светофора, по которому транспортным средствам разрешается поворачивать направо и налево. Кроме того, в соответствии с пунктом 6.14 Правил при появлении в светофоре желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх, пешеходы еще могут продолжать движение, а водителям в то же время разрешается проехать перекресток в намеченном направлении, если они не могли остановиться с учетом требований безопасности движения. Исходя из этого, Правила предоставляют приоритет пешеходам, требуя от водителей всех транспортных средств, в том числе трамвая, пропускать пешеходов, находящихся на той проезжей части, куда поворачивает транспортное средство.

На перекрестке, где нет ПЕШЕХОДНЫХ светофоров, неизбежно возникает "конфликт" между транспортными средствами, поворачивающими на зеленый сигнал, и пешеходами, переходящими проезжую часть по этому же сигналу. Подобный "конфликт" может быть устранен за счет выделения специальной фазы в светофорном цикле, в течение которой запрещаются повороты, а движение через перекресток осуществляется только в прямом направлении. В этом случае транспортный светофор оборудуют дополнительными секциями со стрелками, с помощью которых регулируют поворотное движение. Тогда появляется возможность установить пешеходные светофоры, разрешающий сигнал которых по времени будет совпадать с фазой запрещения поворотов. Однако такое решение не во всех случаях является возможным. Основная проблема заключается в том, что введение дополнительной фазы для обеспечения пешеходам беспрепятственного перехода проезжей части увеличивает длительность светофорного цикла, а это приводит к снижению пропускной способности перекрестка. Поэтому установка пешеходных светофоров оправдана лишь при достаточно высокой интенсивности пешеходного движения. Их работа согласована с работой транспортных светофоров таким образом, что обеспечивается беспрепятственный переход дороги пешеходами.

Однако, несмотря на это, нередки случаи, когда в момент включения красного сигнала светофора на пешеходном переходе (особенно при широкой проезжей части) остаются пешеходы, не успевшие закончить переход. Водители должны иметь в виду это обстоятельство и, поворачивая при разрешающем сигнале, в соответствии с пунктом 13.8 Правил давать возможность пешеходам закончить переход.

На перекрестках, где движением управляет регулировщик, также возникают "конфликтные" ситуации между поворачивающими транспортными средствами и пешеходами, переходящими проезжую часть. Это обычно происходит при правых поворотах, когда сигнал регулировщика (положение его корпуса) разрешает движение одновременно пешеходам и транспортным средствам. При сигнале регулировщика, разрешающем поворот налево, "конфликт" между транспортными средствами и пешеходами не возникает, поскольку при этом пешеходам запрещается переходить проезжую часть.

Сказанное в отношении приоритета пешеходов относится и к велосипедистам, полоса движения для которых обычно находится у края проезжей части, а велодорожка - рядом с тротуаром, на обочине или параллельно дороге вне земляного полотна.

Примечание: согласно ПДД на перекрестке дороги пересекаются на одном уровне. Пересечение же дорог на разных по высоте уровнях (проезды под мостами, въезды в тоннели и т. п.) и выезды на дорогу с прилегающих территорий перекрестками не считаются.

Штрафы

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам или велосипедистам, пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 800 до 1000 рублей (КоАП, ст. 12.18).

Задачи

Можно ли повернуть направо?

1 – да
2 – да, но прежде уступив дорогу пешеходам
3 – нет

Решение :: Распоряжения регулировщика имеют приоритет по отношению к сигналам светофора (пункт 6.15 Правил). При показанной позе регулировщика водителю легкового автомобиля разрешено движение во всех направлениях (пункт 6.10), включая поворот направо. Однако и пешеходы в этом случае имеют право переходить проезжую часть за спиной регулировщика. Исключить конфликт призван пункт 13.1, обязывающий водителя при повороте направо уступить дорогу пешеходам.

  Ответ: 2

прочие задачи к пункту 13.1 ПДД

Смотрите также:

следующий пункт ПДД; предыдущий пункт ПДД; оглавление; другие статьи 13 раздела:

п. 13-1 - обязанности водителя при повороте на перекрёстке;
п. 13-2 - действия водителя при заторе за перекрёстком;
п. 13-3 - определение типа перекрёстка;
п. 13-4 - порядок поворота налево и разворота на регулируемом перекрёстке;
п. 13-5 - порядок движения в направлении разрешающей стрелки светофора;
п. 13-6 - очерёдность движения трамваев и безрельсовых ТС на регулируемых перекрёстках;
п. 13-7 - обязанности водителя, въехавшего на регулируемый перекрёсток;
п. 13-8 - порядок проезда перекрёстка после включения разрешающего сигнала светофора;
п. 13-9 - порядок проезда нерегулируемых перекрёстков неравнозначных дорог;
п. 13-10 - порядок проезда нерегулируемых перекрёстков при изменении направления главной дороги;
п. 13-11 - порядок проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных дорог;
п. 13-12 - обязанности водителя при повороте на перекрёстке равнозначных дорог;
п. 13-13 - проезд нерегулируемых перекрёстков при невозможности определения типов дорог;

Анекдоты

Полицейский обращается к водителю:
– Объясните, каким образом вы сбили этого пешехода?
– Я его не сбивал. Я остановился, чтобы дать ему пройти, а он упал от удивления в обморок!

Хотите записаться к нам на обучение, но у вас остались вопросы?
Звоните по номеру: +7 (499) 261-8342
Пишите на почту: info@argo-avto.ru

Приходите к нам в офис:

м. Бауманска, ул. Фридриха Энгельса, д.23, стр.4, оф.2 (вход со двора)

м. Коломенская, ул. Нагатинская, д.29, корп.4, этаж 2, оф.13

Курс обучения на категорию "В" за 27.000 рублей. Без доплат!

Подарки!

Комплект учебной литературы (ПДД, задачник, билеты, комментарии, методика проведения экзамена).

Отзывы наших учеников

Отличная автошкола – удобный график с возможностью без дополнительной платы прослушать пропущенные лекции, отличный преподавательский состав, хорошая подготовка к экзамену в ГИБДД...

Смотреть все отзывы